В мае Ольга Шайдурова, актриса Томского областного театра драмы, стала участницей Лаборатории молодых артистов театров для детей и молодежи «Работа над современной пьесой»

Опубликовано

Проект проходит при поддержке СТД России и ежегодно собирает в Москве молодых, по-хорошему дерзких и амбициозных актеров. Ищущих. Думающих. Влюбленных в свою профессию. В этом году лаборатория под руководством народного артиста РФ, профессора Александра Кузина собрала артистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Кирова, Кемерова и Томска.

Своими впечатлениями от участия в проекте делится актриса Ольга Шайдурова:

— Прежде всего, хочется сказать спасибо Союзу театральных деятелей России за подобные проекты. Возможность встреч, общения и взаимодействия с коллегами из разных городов, возможность учиться всегда взбадривает, стимулирует для творческого роста. Особенно здорово, когда такая возможность появляется у актеров региональных театров. Все-таки наш круг профессионального общения в силу объективных причин сильно ограничен.

Принять участие в работе лаборатории мне стало любопытно из-за заявленной темы: пути развития современного театра, актуальная драматургия, язык, на котором сегодня театр должен разговаривать со зрителями.

Современная драматургия – тема очень интересная и неоднозачная. То, что в репертуаре театров помимо старой, доброй, проверенной временем классики должны быть пьесы, созданные драматургами-современниками, не обсуждается. Но тут же встает проблема: большинство современных пьес как будто изначально создаются под формат читок. В них мало действия. Как быть с такими пьесами, как ставить по ним спектакли и как существовать артисту в таком материале – вопрос открытый.

Каждому из участников лаборатории предлагалось выбрать пьесу современного автора для разбора. Я предложила «Пьяных» Ивана Вырыпаева. Мне эта история кажется очень любопытной, перспективной и своевременной. Она про людей вне рамок. Про людей, которые нарушают правила и условности. Про то, как им с этим живется. Про то, когда и почему происходит слом внутри и человек начинает идти против заданной системы ценностей и координат. И чем это все может обернуться. Тем интереснее, что герои пьесы – наши современники: модель, банкир, менеджер, девушка с низкой социальной ответственностью, сотрудник строительной фирмы…

И это тоже серьезный вопрос и отдельная тема для обсуждения: кто он, герой сегодняшнего дня? Сейчас это очень размытое понятие. Например, во времена Вампилова героями были самые простые люди, живущие самой простой жизнью. Иногда немного инфантильные, преданные своим мечтам. Они искали счастье в своем маленьком мире. И ровно эти же люди, про которых Вампилов писал пьесы, сидели в зрительном зале. Сегодня героями пьес часто становятся, так называемые, люди дна. Уставшие от жизни, опустившие руки и опустившиеся, уже больше ни к чему не стремящиеся. Но вот только эти герои в театр не ходят, и через спектакль на себя со стороны не смотрят. Тогда встает вопрос: зачем это все нужно, если нет адресата? Ведь театр – всегда про нас сегодняшних.

Или, возможно, герой сегодняшнего времени совсем другой?
На эту тему мы спорили, обсуждали и рассуждали все дни лаборатории. В итоге к единому мнению и конкретному выводу так и не пришли. Как заметил руководитель лаборатории Александр Сергеевич Кузин: если бы мы знали точный ответ на этот вопрос, не было бы больше повода для наших встреч. Да и повода для театра тоже. Потому что театр именно этим и занимается: поиском ответов на самые важные для человека вопросы.

Про Александра Сергеевича хочется сказать отдельно. Он не был ментором, учителем, который знает всё и про всё. Все дни лаборатории он был учеником, как и мы. Распахнутым всему новому, интересному, даже не понятному. Он не стеснялся сказать: «Ребята, а вот про это я не слышал. Расскажите». Или «Вот это я не совсем понял. А как вы это понимаете, поделитесь». Это умение всегда оставаться учеником – важное и нужное для актера качество. И понимание этого приходит, в том числе, во время таких вот лабораторий и общения с артистами, педагогами такого уровня.

Поездка для меня запомнилась еще и посещением столичных театров. Удалось посмотреть спектакли «Ведогонь-театра» по рассказу Льва Толстого «Чем люди живы», «Ревизор. Версия» театра ET CETERA с Александром Калягиным в роли Хлестакова, «Ромео и Джульетта» театра РАМТА.

Если в этом году лаборатория была посвящена разбору пьес, то в следующем планируются эскизы спектаклей. Надеюсь, что удастся стать участницей лаборатории и в 2022 году. Было бы интересно и полезно продолжить эту интересную и полезную для актера творческую работу.